Истоки Сёриндзи Кэмпо (впрочем, как и многих других видов единоборств Востока) теряются в глубине веков. Именно по этой причине представляется сложным точное воспроизведение фактов, дат и событий, которые имели место на пути развития этого своеобразного вида совершенствования духа и тела.
Принято считать, однако, что Сёриндзи Кэмпо, как система духовного и физического воспитания, возникает приблизительно 1500 лет назад. Именно этот период (согласно историческим хроникам) связан с именем легендарного индийского монаха Бодхидхармы.
Как утверждает предание, он пришел из Индии в Китай в начале 6 века. Целью монаха было заняться проповедью буддизма в той его форме, которую он считал верной и вполне доступной для разных слоев населения Китая.
Между тем, при императорском дворе, куда первоначально попал миссионер, его трактовка буддизма, требовавшая продолжительных сидячих медитаций и углубленного взгляда во внутрь себя, не была понята и принята. Бодхидхарма продолжил свой путь, ища последователей и учеников в других провинциях Китая .
Придя в провинцию Хенань, странствующий монах поселился в монастыре под названием «Шаолинь-Сы». Именно там ему было суждено найти приверженцев своего учения, и именно в стенах этого монастыря родилось религиозно-философское учение, известное сегодня во всем мире под названием Чань-(в японском произношении — Дзэн) буддизм.
Однако, повсеместную известность Шаолиньскому монастырю принесла, отнюдь, не практика Чань-буддизма. Дело в том, что в стенах этого монастыря была разработана уникальная система психо-физического тренинга, ставшая (в последствии) базой для целого ряда направлений единоборств, известных под общим названием — Кэмпо.
Именно это явилось причиной того, что и по сей день Шаолиньский монастырь чтут во всем мире, как место, где зарождались и откуда начали развитие все наиболее известные сегодня системы единоборств стран Дальнего Востока.
Нужно отметить, что сам Бодхидхарма, вероятнее всего, не придумывал и не изобретал техники ведения рукопашного поединка. По-видимому, правильным будет предположить, что за основу преподавания он взял методики древней индийской системы боя, известной под названием Калари Паятт.
С позиций сегодняшнего дня, можно смело утверждать, что этому виду единоборств более 6000 лет и за свою многовековую историю оно не подверглось значительным видоизменениям.
Как и Шаолиньская школа в будущем, искусство Калари Паятт делилось на Северное и Южное направление, практикующие различные методики овладения оружием, вольным боем и медицинскими аспектами.
Наиболее интересными разделами изучения Калари Паятт были, пожалуй, «парпаярчи» — методы ведения вольных схваток и «марма ади» — способы воздействия на жизненно важные центры тела человека.
Таким образом, с помощью Бодхидхармы, в своих разработках философии и техники Кэмпо, китайские монахи имели уникальную возможность использовать опыт своих индийских предшественников.
Изначально Кэмпо не придумывалось монахами Шаолиня, как средство самозащиты и в полном смысле боевым искусством не считалось. Это суждение — ошибочно, и рождено, скорее всего, в угоду тем, кто использовал (или использует) популярность данной системы в своих узких (меркантильных или эгоистических) целях. Послушники Шаолиня воспринимали Кэмпо, так же, как и дза-дзэн (сидячая медитация), за аскетическую практику и метод очистительных предписаний, имеющий своей целью создание гармоничного единства духа и тела. Физическая крепость, достигающаяся в ходе практики Кэмпо и ослабленное длительной сидячей медитацией тело, представляли собой две абсолютные противоположности. Но совместная их практика принесла поистине феноменальный результат в развитии человека, как гармоничной во всех отношениях личности.
Конечно, с позиции сегодняшнего дня об этом рассуждать достаточно просто. Ведь каждый, сколько-нибудь образованный человек, знает об одном из основных законов философии — законе единства и борьбы противоположностей. Но, в то время, о котором идет речь, соединение воедино совершенно противоположных религиозно-философских практик и взглядов, поиск оптимальных техник и разработка целостной системы психо-физического тренинга, производились методом многочисленных проб и ошибок и, несомненно, требовали гибкого ума, высокой проницательности и совершенной интуиции.
Итак, храм «Шаолинь-сы», индийский монах Бодхидхарма и его ученики стали отправной базой для развития религиозно-философской школы Чань (Дзэн) и широкой практики физического тренинга, известного под общим названием «Кэмпо».
Популярность храма «Шаолинь-сы» и его послушников росла быстро и повсеместно. Это не могло не вызвать резко отрицательной реакции со стороны правящих кругов.
Многочисленные пожары, разрушения, уничтожение редчайших трактатов по философии и практике Кэмпо, повсеместное преследование монахов — таковым стал удел «Шаолиня».
Можно уверенно утверждать, что Кэмпо перестало существовать, как истинно монастырская Школа.
Позже «Шаолинь-сы» был восстановлен. Его новые послушники проявляли большую активность в вопросах буддистской практики, философии и медицины. Но нет ни одного доподлинно известного факта о дальнейшем развитии ими Кэмпо в том виде, в котором оно изначально зарождалось. С сожалением приходится констатировать факт, что Кэмпо полностью исчезло из мест своего становления.
Были в истории Китая периоды (поздний период Сунской династии и вплоть до наступления правления династии Цин), когда Кэмпо переживало поистине «золотую эру». Существуя (после разрушения Шаолиня) лишь как отдельные техники и комплексы, уникальная система, тем не менее, продолжала жить. Огромное количество школ, обилие мастеров (как мнимых, так и истинных), искреннее желание народа познакомиться с Кэмпо, — все это было присуще данному периоду. Конечно, наиболее популярными и почитаемыми были те Школы, которые, в той или иной степени имели историческую связь с истинным Кэмпо монахов «Шаолинь-сы». И поэтому не стоит удивляться, если кто-то из мастеров сегодняшнего дня считает, что именно он продолжает практику истинного Шаолиньского искусства. Все мы (почитатели единоборств Востока), так или иначе, обязаны бойцам Шаолиня тем, что имеем возможность сегодня изучать уникальное искусство, объединяющее практику духа и тела, разума и силы.
«Золотая эра» Кэмпо продолжалась вплоть до 20 века. Причем развитию искусства не помешали ни страшные гонения, ни строгий закон 1730 года, запрещающий практику Кэмпо в любых его проявлениях. Но, будем честны до конца: в 20 век Кэмпо пришло развитым, но сильно отличающимся от того, что практиковали монахи Шаолиня.
Частые и плотные контакты китайцев с Кореей, Японией, другими странами Дальнего Востока, не могли не смешать культурные и социально-философские ценности народов этих стран. Не остались в стороне от этого процесса и системы психо- физического тренинга человека. Именно поэтому, мастера боевых искусств Востока без особых затруднений определяют в том или ином виде (Школе) единоборств китайский, японский или какой-либо иной корень. И именно поэтому не стоит, практикуя любую из систем боевых искусств Востока, утруждать себя поисками изначального источника. Это заведет Вас в тупик, родит тысячи противоречий и поставит такое количество вопросов, ответить на которое в течение человеческой жизни просто не представляется возможным.
Китайский монастырь «Шаолинь-сы» подарил миру уникальную систему совершенствования человеческого духа и тела. И , хотя, до наших дней она дошла в несколько измененном виде, многие Школы и направления боевых искусств, используют в своей практике элементы монастырского единоборства и по сей день. Кстати, сам «Шаолинь-сы» сегодняшнего дня — это «туристическая Мекка», вокруг которой расположилось неисчислимое количество Школ, Академий и институтов «Шаолиньского Кэмпо». Любой желающий может позаниматься там и получить (за определенную плату) красочный сертификат о том, что он — адепт «Шаолиня», Сифу, непревзойденный Мастер, лучший боец Вселенной и т. д., и т. п. Это, как понимают все здравомыслящие люди, — не более, чем способ потешить собственное самолюбие.
Истинное же искусство монастыря «Шаолинь-сы» преподается очень немногим, а методики и практики этого процесса для широкой публики остаются недоступными.
Искренне уважая и высоко оценивая деятельность монахов Шаолиня, Школы боевых искусств современности стремятся максимально приблизиться к изначальному монастырскому Кэмпо, как к источнику знания и вдохновения. По этому же пути следует японская система воспитания тела и духа Сёриндзи Кэмпо.